В самом конце сентября я с женой посетил самое сердце РУПП «Гранит» — карьер, в котором добывают гранит и песок. Основной частью программы была возможность прокатиться на БелАЗах в самое сердце огромного карьера. Ну а фотографии, по доброй традиции, делала моя жена. Спасибо ей! Ещё больше фото доступно в моём Facebook.
РУПП «Гранит» считается, по крайней мере в Беларуси, крупнейшим производителем экологически чистого гранита и песка в Европе. Общая площадь месторождения гранита, например, составляет 683 гектара. Для сравнения — это почти 900 футбольных полей. В год РУПП «Гранит» производит почти 11 миллионов тонн щебня. Предприятие работает с 1975 года. Если вам интересно почитать о истории предприятия более подробно, это можно сделать на их официальном сайте по этой ссылке: http://www.granit.by/index.php/history.html
Исходя из размеров месторождения, вы можете себе представить насколько карьер огромный. Если стоять на его краю, то большие Белазы на противоположном конце карьера кажутся просто малютками. Глубина карьера около 150 метров — это примерно 20 горизонтов (этаких террас). Масштабы очень впечатляющие.
Кружком я отметил БелАЗ. Для понимания масштабов карьера.
В самом карьере много небольших водопадов. Шутят, а может и правду говорят, что вода из колодцев, которые находятся в ближайших деревнях, ушла в карьер. Очень красиво смотрится водопадик с небольшим деревом на брутальных гранитных глыбах.
Горизонты карьера вновь создают с помощью направленных взрывов. Некая белорусская государственная компания делает очень секретную жидкую взрывчатку, которая играюще поднимает килотонны гранита для последующей его погрузки в грузовики и обработки. Взрывы проходят дважды в неделю, во вторник и в четверг. По периметру месторождения стоят специальные посты, на которых во время взрывов караулят военнослужащие. Они не пропускают в ближащие леса, например, грибников или просто зевак.
Это действительно опасно, ведь внутри периметра, в лесу вокруг карьера, лежат глыбы, которые по размерам не сильно отличаются от небольшой машины. Да и мощность взрыва достигает мощности более ста тонн в тротиловом эквиваленте. Абсолютно дикие мощности взрыва. Надо быть осторожным. А жители Микашевичей уже давно привыкли :)
Мобильная связь внутри карьера, когда мы туда спустились, увы, оставляет желать лучшего. Поэтому фотографии в Твиттер или Инстаграмм я размещал уже на обратном пути, когда мы с женой ехали домой.
Если говорить о БелАЗах — то на карьере представлены не самые большие его экземпляры. Причина тут очень проста — большие грузовики с грузоподъёмностью в 360 тонн просто не смогут работать в карьере, который разрабатывается методом направленных взрывов.
Груженный карьерный самосвал едет к заводу
На месторождении работают два типа грузовой техники, которая отличается типом двигателей, страной-производителем двигателей и прочими моментами, а самое главное — грузоподъёмностью. Мы видели технику с грузоподъёмностью в 30 и 50 тонн. Но 50-титонном БелАЗе мы и прокатились, но об этом чуть-чуть попозже.
Обеспечивают погрузку породы в грузовики целый ряд экскаваторов. Среди них шагающие, в количестве двух штук, но если честно, я не смог сохранить по ним информацию. Но чисто визуально могу сказать, что шагающие экскаваторы примерно в семь-восемь раз выше 50-ти тонного БелАЗа. Очень большая и солидная техника. Единственно что достоверно помню, что ковш у этой машины объёмом в 12м3. Для примера — два больших внедорожника в этот ковш войдут элементарно. Даже будет зазор, чтобы открыть двери автомобилей.
В кабине другого, чуть поменьше, мы тоже побывали! Эта малютка весит чуть больше 350 тонн, и в её ковш спокойно влезает больших размеров автомобиль, ведь объём её ковша чуть больше 8м3. Обычный экипаж такого экскаватора всего два человека. Оператор ковша (на самом деле, я совершенно не знаю, как профессия этих людей называется правильно, но это самое подходящее название) и механик, который обслуживает двигатели.
Если не знать масштабы, то и не задумаешься о том, что это техника — гигантская
В кабине есть всё что нужно для удобного восьмичасового дня: кондиционер, вентилятор, магнитола с вставленной в неё флешкой, чайник и прочие небольшие мелочи, которые, безусловно, делают тяжелую работу чуть более комфортной. Управление, как мне показалось, весьма простое — всего два джойстика — как будто бы играешь в старые советские игровые автоматы :)
Как я и писал выше, мы смогли прокатиться и в кабине 50-титонных БелАЗов. Вообще, для самого рядового карьерного самосвала в кабине, на удивление, весьма комфортно как водителю, так и пассажиру (да-да, есть пассажирское сидение, что для меня было шоком). Единственно что, подвеска этого автомобиля не предусматривает большой комфорт именно водителя, главное — не расплескать 50-60 тонн породы в кузове.
Что меня сильно удивило, так это то, что для управления этим большим автомобилем достаточно всего-лишь водительских прав категории «С». Никаких дополнительных курсов, для водителей карьерных самосвалов в РУПП «Гранит» не предусмотрено. Сел и поехал. Мы смогли пообщаться с одним из водителей, который обкатывал автоматическую коробку переключения передач для БелАЗа. С опытом рабоы с этой техникой почти 30 лет — это неоценимая поддержка и помощь в производстве действительно надёжной техники.
Нам сначала рассказали, а потом мы и сами увидели насколько техника, которую нагрузили породой, тяжела. Огромный кусок гранита входит в колесо БелАЗа, как нож в мягкое масло. И всё это сопросождается звуком типа «чпо-о-ок». Колесо должно пройти почти 30 тысяч километров до замены, по графику. Но, увы, бывает, что колесо, прошедшее всего 2-3 тысячи километров, уже выходит из строя. В таких грустных случаях стоимость колеса отрабатывает водитель, у которого из зарплаты могут удерживать до 10%. До полного расчёта за колесо.
Вообще, водители могут начать выплачивать эти 10% за очень многие поломки. Помимо проколотого колеса, это могут быть большие вмятины на кузове автомобиля и любые другие поломки. Всё это при условии, что объяснительная водителя не устроила его руководителя. Ситуации-то разные бывают. Но по уверениям одного из водителей, предприятие не стремится наживаться на рабочих, и часто идёт им на встречу.
Но бывают же и исключения! Например, на трассе от карьера до перерабатывающего завода (а вернее, до приемного отделения этого завода) иногда стоят сотрудники государственной автоинспекции. Увы, немалая часть ЧП, например, лобовые столкновения или перевороты карьерных грузовиков с падением на горизонт ниже, случаются по вине алкоголя. Сотрудники ГАИ проводят профилактические проверки, и в случае чего лишают прав. Нет прав — нет работы в карьере.
Но на скорость не ловят — она редко превышает 50-60 километров в час. Рассказывают, что техника может разогнаться и до 100-110 километров в час, но тормозить придется уже о гранитную стену. Сцепление у колеса для такого тяжелого автомобиля на удивление плохое. Иногда, молодые водители пускают уже разгруженные грузовики в лихие заносы. А ведь вес автомобиля все те же 50 тонн.
А вот правила ПДД на карьере совсем другие. Приоритет всегда и везде имеет нагруженный автомобиль, который поднимается из карьера. Исключение есть всего на одном повороте, но там он очень уж хитрый. Есть мнение, что эти правила написаны кровью, потому что их соблюдают все без исключения водители.
Мог ли я себе представить некоторое время назад, как один груженый БелАЗ обгоняет второго на горочке? Пожалуй нет, но именно так на карьере РУПП «Гранит» и поступают! Все дело в том, что у каждого водителя есть план, который он должен выполнить. Именно этот план гарантирует заработную плату каждому водителю. В среднем — это 25-30 поездок из карьера к заводу. Обычно это занимает примерно 30 минут. За каждую поездку выше плана — двойная оплата. Поэтому лихачат!
Средняя зарплата водителя грузовика, который выполняет план — около 1000 долларов США. Если перевыполнять — до 2000.
Кстати, 50-титонный БелАЗ потребляет около полутонны дизельного топлива за одну лишь смену. На предприятии есть своя автозаправочная станция, которая обладает совершенно дикими скоростями заправки. Полный бак грузовика в сотни литров наполняется менее, чем за две минуты. Но даже с такими потребностями в топливе, водители практически не глушат двигатели своих исполинов, ведь только на запуск двигателя тратится 30-40 литров дизельного топлива.
После того, как кузов грузовика наполнен породой с помощью экскаватора, он едет к разгрузочной секции перерабатывающего завода. Выглядит это как большая воронка, в которую грузовики сбрасывают породу. Все это сопровождается отчаянным шумом, но беруши или что-то похожее никто не носит.
Приемник сразу ведет к дробильным установкам, которые определенным образом дробят, сортируют по размерам и производят прочие технологические процессы с породой, которая буквально пятнадцать минут назад была привезена из карьера. К сожалению, я совсем немного могу рассказать о самом дроблении, у нас не получилось пройтись по этой части предприятия.
Но впечателние производит неизгладимое. Очень много шума, пыли. Мало света и много камер. Камеры контролируют, чтобы размер глыб не превышал нужные габариты, иначе камушек может просто застрять. Я видел, как кусок гранита, размером с хороший внедорожник, буквально за пятнадцать секунд, прошел первую линию приемника. При этом он был раздроблен на сотни кусков, намного более скромных по размеру.
РУПП «Гранит», после его посещения, оставил у меня огромное количество впечатлений. Прокатиться на БелАЗах; посмотреть как могучая техника грузит тонны гранита в машины за считанные секунды; в очередной раз убедиться, что это сложный, но честный труд; пообщаться с простыми рабочими и руководителями предприятия. Всё очень понравилось.
А в следующем году я съезжу в Микашевичи половить рыбу. Нам обещали показать чудесные места. И я понял для себя, что я безоговорочно верю этим мужикам.