Форма обратной связи или mailto?

Ф

Как это часто бывает, идея для заметок в блог приходит спонтанно. Так случилось и в этот раз, когда совершенно случайно мне пришла в голову мысль поставить под сомнение вопрос, который, по сути был давно решён. Вопрос заключается в следующем — что предпочтительней использовать — форму связи или html ссылку, после клика по которой открывается почтовая программа? Как логично предположить, если есть два варианта, значит может быть третий — комбинированный. Давайте рассмотрим плюсы и минусы первых двух. Условно назовём их как «форма» и «ссылка».

Форма

Под формой я подразумеваю следующее: HTML форма, с одним или несколькими полями. Пользователь после заполнения полей нажимает кнопку «отправить», и используя один из многочисленных серверных языков письмо уходит адресату. Плюсов у формы множество:

  • у пользователя отпадает необходимость открывать свою почтовую программу или вкладку браузера и вручную копировать адрес;
  • возможность отослать это письмо на адрес, который пользователь заведомо не знает (сколько раз видел довольно серьёзные конторы, у которых письма с формы обратной связи уходили на яндекс или мейл.ру);
  • можно имитировать отправку письма, в то время когда письмо физически не уходит на ящик, а кладётся в БД, и ждёт обработки соответствующим человеком (яркий пример — CRM);
  • большие шансы защитить почтовый ящик от спама, если не полностью, то довольно сильно (здравствуй каптча!);
  • письмо может отсылаться нескольким адресатам, без дополнительных телодвижений со стороны пользователя (к примеру, когда пишут на ящик менеджера, то письмо автоматически пересылается начальнику отдела — правда это можно организовать и иными способами);
  • ну и конечно же экономия времени пользователя.

Минусы, однако, тоже есть:

  • зачастую у компании всего одна форма обратной связи, т.е. все письма по всем вопросам валятся на бедную секретаршу; не все пользователи любят отсылать письма в никуда, некоторые предпочитают твёрдо знать, кому и на какой ящик они отправляют письмо;
  • теоретически, письма, которые отправляются с формы обратной связи, может читать злоумышленник (взлом, договорённость с системным администратором или вебмастером — мне в прошлом предлагали пересылать письма ФСБР на левый ящик, естественно не безвозмездно);
  • если ставить хорошую каптчу, то у пользователя могут возникнуть проблемы с её вводом, потому что в Российском вебе ещё нет правила хорошего тона, согласно которому каптчу надо делать удобоваримой для всех людей, а не только с идеальным, или близком к нему, зрением;
  • форма обратной связи требует дополнительных работ, для возможности пересылать объёмные вложения (например, мой почтовый ящик позволяет отправлять до 50МБ, и я искренне рад, когда у моего адресата есть возможность принимать такие письма).

Форма обратной связи или mailto?

Ссылка

Под ссылкой я подразумеваю следущую запись — <a href=»mailto:[email protected]»>[email protected]</a>

Плюсы:

  • пользователь сам решает, каким образом ему отправить письмо, главное, если оставляют ссылку, то письмо попадает в нужные руки, к примеру в отдел кадров или в бугхалтерию;
  • у пользователя есть возможность запросить информацию о том, прочли ли письмо (ну или как модно было писать — открыли ли его);
  • если почтовый ящик не существует, или произошёл сбой, то пользователь зачастую узнает об этом (к примеру, он попытался отправить 80МБ вложений, или его почту порезал антиспам-ПО);
  • нет проблем с аттачами, всё просто и привычно;
  • человеку не придётся вбивать свои контакты, так как у большинства пользователей сигнатура уже давно настроена.

Минусы:

  • письмо может попасть в спам, и его просто не прочтут;
  • нужно идти на дополнительные ухищрения, что бы ваш ящик не попал в базы спамеров, и тут начинаются дополнительные сложности для пользователя — у одного JS на работе порезан, у второго просто врождённая лень вбивать адрес с картинки;
  • пользователь может оказаться в ситуации, когда у него нет под рукой почтовой программы или он не помнит пароль на свою почту на мейл.ру;
  • порою, пользователь в «тема письма» может выдать такой бред, что потом всем офисом разобрать сложно будет;

Это конечно же не полный список всех плюсов и минусов у этих способов отправки писем. Более того, некоторые плюсы и минусы появляются или исчезают при внешних факторах, таких как внутренняя политика или определённый софт.

В очередной раз убеждаюсь, что универсально ответа нет и быть не может. Во многом выбор любого из трёх (форма, ссылка и комбинированный) способов дать возможность пользователю отправить письмо зависит от конкретной ситуации. Сюда входят вопросы по организации работы в офисе, от размеров вашего бизнеса, и даже от степени подготовки веб-мастера или системного администратора. А кто-то просто любит, по своим, субъективным, причинам.

Для кого-то, возможно, определяющим фактором станет то, что ссылка это не веб-два-нольно, а для кого-то старый и проверенный годами способ.

Если вам интересно, что же выбрал я, для своего блога — то я отвечу. Просто текст — dimitry[email protected], без ссылки и без формы обратной связи. В конце-концов, как и большинство сайтов предприятий и компаний, на странице «контакты» у меня не только «электронный» способ связи, но и старый добрый телефон.

А какие вы видите плюсы или минусы конкретно для себя? Поделитесь опытом ,)

    Дмитрий Волотко