Доступный, но неприступный мобильный интернет

Д

Сегодня мобильный интернет уже не редкость, а удобный инструмент. Его можно повстречать практически везде. В пробке можно заметить у соседа ноутбук на переднем сидении, в метро студента, который читает bash.org.ru, а в сквере на лавочке девушку, которая сидит в аське.

Со всей уверенностью можно сказать – сегодня мобильный интернет доступен, как никогда. Доступен по многим параметрам, в частности – интернет есть там, где есть покрытие провайдера (другой вопрос качество, но об этом позже) и недорого.

Если брать в пример меня, то я два часа в день, ни в чём себе не отказываю – форумы, блоги, ленты новостей, баш и IM, вплоть до скайпа. Кроме скайпа всеми этими благами я пользуюсь в метро. И плачу за это удовольствие максимум 250 рублей в месяц.
Однако если вы считаете, что вам доступна вся сеть, то вы неслабо заблуждаетесь. Давайте пройдёмся по примерам, даже покажу скриншоты. Задача простая, выяснить у некоторых организаций телефон, или адрес.

Какие минусы могут нам встретиться? Их, на мой взгляд, несколько. Опишу те, которые реально мешают получить информацию. Это телефон или почта, которые указаны на картинке. Как правило, я выключаю картинки, дабы ускорить загрузку и сэкономить на трафике. Всё бы ничего, скажете вы, есть alt, который и создан специально для этого. Однако не все веб-мастера выставляют размеры картинкам, и альтернативный текст. А если вписывают альтернативный текст, то совсем неочевидный, к примеру: «Телефон». Для примера, сайт довольно известного банка, банкоматы которого вы видели наверняка. Не буду давать активную ссылку, а то посчитаете рекламой – просто скриншот:

Доступный, но неприступный мобильный интернет

Дальше идёт известная контора, которая «поможет» нам заказать билет, к примеру, на концерт:

Доступный, но неприступный мобильный интернет

Таких примеров в рунете полным полно. В следующий раз, когда зайдёте на какой-нибудь сайт с мобильника – обратите внимание.
Теперь давайте посмотрим, как можно организовать версию сайта, которую будет комфортно просматривать на экране мобильного телефона.

Я вижу всего два варианта, которые заслуживают рассмотрения. Однако и среди двух вариантов есть абсолютный лидер. Но расскажу об обоих.

Вариант номер один – стили:

В CSS введено понятие типа носителя, когда стиль применяется только для определенного – для мобильников это handheld. К примеру код для подключения стилей для мобильника будет выглядеть примерно так:

<style type=»text/css»>
@import «/style/palm.css» handheld;
</style>

Такие стили особым образом оптимизируют. Заменяют оформление графикой на оформление в связке html+css, скрывают ненужное, к примеру, блоки второстепенной важности и несколько правят размеры блоков. К сожалению я сейчас не готов написать универсального пособия по оптимизации стилей для мобильников. Хотя вопрос интересен, и возможно я его освещу, когда-нибудь. Этот способ хорош тем, что затратив минимум усилий можно приспособить перегруженную графикой и информацией страницу в более или менее пригодный вид, для просмотра её с помощью мобильного устройства (в конце концов есть PSP, Палмы и т.д.). Однако я предпочитаю другой метод.

Вариант номер два:

Вам наверняка знакомы следующие страницы:

 Доступный, но неприступный мобильный интернет

 Доступный, но неприступный мобильный интернет

 Доступный, но неприступный мобильный интернет

Как видите – это полнофункциональные (за некоторым исключением) версии сайтов, но в специальном, минимизированном формате. Оптимизированная графика, которая весит копейки и кешируется, мало стилей, которые хоть и кешируются, но всё-таки тоже генерят трафик и минимальное количество Java Script – вот залог успешности мобильных версий сайтов. Этот способ хорош всем, на самом деле, стоит признаться, некоторое время назад я был вынужден сидеть на диалапе, и мобильные версии яндекса и mail.ru меня неслабо спасали (да, да – у меня была необходимость в mail.ru – просьба не кидаться помидорами)
Как вы видите, при копеечной стоимости мобильного интернета мы не можем насладиться всеми прелестями Сети. И до тех пор, пока наши мобильники не научатся разворачивать экраны до 13 дюймов – нам придётся встречаться с большим количеством сайтов, которые откровенно враждебно к нам, обычным пользователям, настроены.

Вот история из жизни моего знакомого, курьера. Ему дали задание доставить пакет с документами, сроки поджимали (экспресс-доставка), и он галопом по Европам помчался куда-то на окраину города, в район который по своей сути находился в самом разгаре строительства. Естественно парень потерялся, но решил выйти из ситуации и позвонить по телефону. Указанному в накладной. Выяснилось, что номер неверен. В диспетчерской помочь не смогли, да и наверное не хотели. Узнав сайт компании через Яндекс, он заходит туда и натыкается на сайт. Который полностью соткан из картинок. Текст, меню, боковые блоки – пришлось грузить картинки. Даже не в деньгах дело, а во времени – он еле-еле успел к назначенному сроку доставить пакет с документами. А ведь ничего не стоило добавить альтернативный текст картинке с телефоном.

Самое обидное, что завтра может понадобиться узнать не номер телефона по работе, а адрес ближайшей аптеки или телефон ближайшей больницы. Естественно есть альтернативные источники этой информации, однако это не избавляет от неприятного осадка, когда натыкаешься на сайт, скриншот которого я разместил первым в этой заметке.

Дмитрий Волотко

Метки

Страницы