Как я провел выходные с полкабанщиками

К

Локальный белорусский мем «полкабана» возник в 2008 году, и он быстро приклеился к довольно большой прослойке населения, которая выезжает в прибалтийские страны за покупками. Я долго не мог сориентироваться и съездить с кем-нибудь опытным, посмотреть, как это выглядит изнутри.

kaban

Машины полкабанщиков

Первый миф, который я развеял сразу по приезду на польскую границу – далеко не все полкабащики ездят на дизельных пассатах. Многие машины на минских номерах, и весьма дорогие. Подтвердить свою догадку я смог на паркингах крупных торговых центров, где такие машины забивались до потолка туалетной бумагой (что совсем странно, учитывая копеечную разницу в ценах) и подгузниками.

Более того, если видишь дорогой автомобиль на парковке крупного ТЦ – с большой вероятностью, номера у него белорусские. С немалой вероятностью – минские.

В поездку, главной целью которой является закупка в прибалтийских странах всего необходимого по ценам ниже, чем в Беларуси, собирается максимальное количество человек (часто ограничения – размерами самого автомобиля). Дело в том, что беспошлинно можно ввозить довольно много товаров для личного пользования и потребления. До 35 килограмм, если это одна вещь (например ТВ) или до 50 килограмм, если россыпью (продукты, бытовая химия и т.п.).

Автобусы

Я раньше не приглядывался особо, но полкабанщики, с которыми я решил съездить за покупками уверены, что если автобусами раньше возили продукты и бытовую химию, то сейчас это техника и комплекты автомобильной резины. Я видел автобус, в который загрузили не меньше 40 покрышек, багажное отделение просто распирало. Если раньше такие поездки на автобусах были вопросом выживания отдельных семей (недорогие билеты на автобус, нет нужды тратиться на топливо и страховку), то сейчас это простой и удобный способ сделать свою жизнь дешевле.

Уже на обратной дороге увидел поучительный факт. На белорусской стороне, когда до родной земли остались считанные метры, у одного пассажира автобуса случился перевес. Не рассчитал человек количество покупок, с кем не бывает. Но таможня глаза на это не закрыла, задержала пассажира и автобус. Остальные пешком пошли на белорусскую территорию, за границы пункта пропуска, чтобы дожидаться автобуса. Сколько им пришлось ждать автобус – неизвестно. При условии того, что это была глубокая и прохладная ночь, удовольствие от всего этого люди не получили, почти уверен.

Покупки

Мы поехали за покупками на микроавтобусе довольно большой компанией в шесть человек. Кроме меня у всех были списки покупок, строится маршрут поездок по торговым центрам и фирменным магазинам. Покупки самые разные: от автомобильных покрышек и пальто, до сантехники и мебели. На все покупки, кроме совершенных на рынке, оформляются ваты (возврат НДС на товары после того, как их вывезли из страны).

При этом у профессиональных полкабанщиков обязательно есть дисконтные карты самых популярных магазинов. Нередко эти карты стоят несколько долларов, но самое интересное в том, что они окупаются с первой же покупки. Скидка + ваты – при умелом планировании покупок и выборе магазинов, расходы на топливо, страховку и амортизацию автомобиля отбиваются с лихвой.

kaban-2

Стоит понимать, что если вы прямо сейчас поедете за покупками, вы сможете порадоваться только широкому ассортименту. Серьезную выгоду можно получить только при предварительной разведке. В соседних магазинах цены на один и тот же товар (магазины могут быть даже из одной сети) могут различаться в два раза. Ничего такого в проездке и сравнивании цен – нет, ездят и сравнивают.

В продуктовых магазинах, в субботний вечер, пустые полки в целом ряде секций. Выметают все, успевают еще до обеда. И тут такая спорная ситуация – можно меньше стоять в очередях (но и выбор меньше), но больше на границе, либо наоборот – больше в очередях на кассах (зато выбор в магазинах больше), но меньше на границе. Каждый выбирает своё.

Обед

Никто из полкабанщиков не ходит по кафе, максимум фастфуд. Если вы считаете себя полкабанщиком, но обедаете в кафе на 40$, что-то не так с вашей моделью экономии бюджета. Ради экономии во время поездки не обедают, а перекусывают. Пару булок хлеба, упаковка сосисек и бутылка вкусной минералки – все что требуется. И червячка заморили, и недорого совсем.

Любопытный способ заработать на обед: на выезде с белорусского пункта пограничного пропуска стоит duty free, с вполне адекватными ценами на алкоголь и сигареты. Покупается по две-три пачки сигарет на человека, позже на рынке они сдаются. Вроде бы профит небольшой, но на обед вполне себе хватает. С восьми пачек сигарет, не самых дорогих, вполне можно получить до 10 долларов.

Коммуникация с поляками

Английский – очень сложно. Практически никто не понимает, пользоваться им в рядовом торговом центре бесполезно. С русским сильно проще, но получается очень странный, польско-русский, диалог. Собеседник часть слов угадывает, и ты часть слов. Больше нигде в Прибалтике такого не встречал. Либо русский, либо английский. Никакой мешанины при общении.

Граница

Граница в выходные дни стоит часами. За двое суток поездки я простоял на границе 18 часов. Профессиональные перекупщики в таких очередях не стоят, ведь им редко нужно работать пять дней в неделю на основной работе, чтобы в выходные дни съездить за очередным ТВ или дрелью.

Очереди длинной в многие сотни метров. Нередко кто-то засыпает, и его без промедления объезжают. Некрасиво это, довольно редко будят. Я конечно понимаю, что экономия 10 минут времени – это важно, но задремавший водитель из-за этого проведет на границе на час больше. Просто обидно, да и выглядит это некрасиво.

Есть и позитивные подвижки. Польская сторона предлагает оформлять ваты онлайн для экономии времени на самой границе. Вы заполняете небольшую анкету, в которой указываете сумму покупки, свои паспортные данные, вид товаров и пограничный пункт – и это, в идеальной ситуации, должно экономить уйму времени.

Но как обойтись без ложки дегтя? Дело в том, что для оформления ватов, информация о которых была подана онлайн, есть отдельное окошко с отдельным сотрудником. Поговорка «Солдат спит, служба идет» тут работает как никогда. Человеческий фактор способен испортить любое благое начинание.

Многие не знают законодательство и начинают оформлять набор кастрюль через красный коридор, тратя свое время и время людей в очереди.

Сама инфраструктура пограничных переходов давно требует обновления и модернизации. Дело в том, что очереди на красный коридор запросто могут закрывать проезд людям, которые стремятся попасть на зеленый коридор. В дело идет дипломатия и водители нередко договариваются. Но потерять лишние полчаса времени из-за такой «пробки» – дело плевое.

Итого

Безусловно, это была интересная, но крайне выматывающая поездка. Как бы просто это не выглядело со стороны, подобная попытка сэкономить свой домашний бюджет – трудоемкое и сложное занятие. Но очереди меньше не становятся, напротив, они становятся все длиннее. Ежегодно растут абсолютные числа по ввезённым товарам личного потребления.

Никто в таких поездках не тратит время на культурную программу. Никаких музеев или памятников архитектуры для инстаграма. Никаких поездок по пригородам в поисках памятников прошедших войн. Суровые выходные, одинокая цель которых – экономия.

Дмитрий Волотко

Метки

Страницы