Нелегальные мигранты настолько прочно вошли в жизнь практически любого жителя России, что нередко воспринимаются как неизбежное зло. Власть принимает какие-то усилия для того, чтобы минимизировать эту людскую лавину и снизить, без преувеличения, огромное число нелегалов в стране. Их выдворяют за счет государства, в том числе за счет штрафов, которые собираются с работодателей, которые экономят на нелегальной рабочей силе. Но деньги-то на это тратятся совершенно нешуточные, и одними штрафами эти суммы не покрываются.
Сейчас выдворение одного нелегала за пределы страны обходится казне примерно в 1200 долларов. В эту сумму входит работа ФМС, судов и прочих инстанций, список которых за 2012 год немного вырос. За пять месяцев 2013 года ФМС выдворила из страны почти 11 тысяч человек, т.е. бюджет потратил на это более 13 миллионов долларов.
Получается парадоксальная ситуация: нелегал приезжает в страну, выводит деньги за ее пределы, не платит налоги в казну России (примерные потери, как сообщает глава ФМС Константин Рамадановский, составляют около 8 миллиардов долларов в год). При этом уровень преступности среди нелегальных работников растет пугающими темпами.
Государство несет прямые и косвенные финансовые потери при выдворении каждого нелегала. Или, ввиду отсутствия денег на эти цели в регионах, их просто отпускают на все четыре стороны, что, опять же, приводит к финансовым потерям.
Нелегалы позволяют большому количеству отраслей снизить затраты на персонал, тем самым они пытаются встать на ноги. Однако, государству нужно идти на встречу и предприятиям, и мигрантам, увеличивая квоты на иностранную рабочую силу, упрощая получение разрешения на работу. Безусловно, в самой миграции нет ничего плохого, и в этом направлении двигаться придется, иначе через какое-то время рабочих рук просто не останется.
Но что делать с теми, кто сознательно становится нелегалом? Мне кажется, что в ближайшее время в стране вполне могут появиться трудовые лагеря для таких людей. Звучит очень страшно и непонятно, но если вдуматься, то в этом есть некоторый смысл.
У человека нет денег на обратный билет на родину? — Пускай заработает их своим трудом. Это позволит создать новые рабочие места для легальных работников (ведь людей надо будет кормить, обеспечивать им медицинскую помощь, стеречь, развозить). Получается, что такой способ экономии бюджета на депортации нелегалов может дать огромное количество рабочих мест в легальном секторе экономики.
Мне кажется, это вполне реальная задача посчитать, какое время человеку нужно будет поработать на государство, чтобы оплатить себе обратный билет на Родину. Пусть чистыми человек будет получать на свой счет около 200 долларов. Через шесть месяцев он будет посажен на самолет и отправлен восвояси. Если он захочет, ему надо дать шанс вернуться в Россию на легальных основаниях.
Тем более, нелегалы нередко бывают квалифицированными работниками, особенно в сфере строительства. Такие люди стране нужны, дать им работу – это вопрос только инициативы сверху.
Но если человек специально утаивает свои документы, ему необходимо выдать временный документ, который хоть как-то будет удостоверять его личность; снять отпечатки пальцев и при следующей попытке въезда в страну, пусть и легально – отказывать ему.
При необходимости для граждан тех стран, откуда едет наибольшее количество нелегалов, нужно вводить визовый режим. Если в ответ, например, Таджикистан тоже введет визовый режим, то мы все это переживем, а большая часть населения просто этого не заметит.
Помимо уже описанных плюсов трудовых лагерей, есть и еще один. Люди будут бояться попадать в такие ситуации, и мне кажется, это может весьма сильно сократить поток нелегальных мигрантов в страну.
Конечно же, сама идея, быть может, и неплоха. Однако, у нее просто потрясающее количество узких мест, которые надо решать, считать и прикидывать, насколько это будет полезно. Этический вопрос тоже нельзя забывать, не в пещерах живем же. Я не исключаю, что по итогу эта идея окажется бесполезной и от нее откажутся. Но я уверен, что рано или поздно власть в России будут вынуждена обратиться к ее рассмотрению. Возможно, это поможет?