Давайте признаем очевидное, и согласимся с тем, что массовое распространение QR-кодов в промышленной маркировке помогло развитию в сфере услуг только в Азии. Немногим лучше обстоят дела в Западной Европе с США. В наших же широтах – никто кроме отъявленных гиков этим двухмерным штрихкодом не пользуется.
В чем проблема?
Проблема, как водится, в лени конечного потребителя в наших широтах. Причин, почему QR-коды так и не смогли стать удобным инструментом для получения информации – несколько.
Маркетологи
Маркетологи так и не смогли объяснить простому обывателю, зачем ему это нужно. Ну и забыли сделать это удобным пользователю. Получить информацию по картине? Зачем, если рядом висит табличка на двух языках? Достать из рекламной афиши больше информации? Было бы здорово, но не в метро – попробуйте сами, тот еще квест. А те маркетологи, которые вешают QR-коды на больших рекламных щитах вдоль дорог – просто выкидывают деньги на ветер, потому что лишают себя большой аудтории, которая сейчас держит в руках руль, а не телефон.
Кто, как не маркетологи должны были рассказать, как пользоваться приложениями для считывания QR-кода быстро и удобно? У кого из вас приложение для считывания этого кода хотя бы на первом экране вашего смартфона? У меня такого приложения вообще нет, удалил за ненадобностью.
Получается, сейчас быстрее ввести в браузер ссылку, которая пропущена через любую сокращалку, чем пытаться найти приложение и сфокусироваться на коде.
Ценность информации, которая скрывается за кодом
Чаще всего, к сожалению, за кодом прячется ссылка на сайт, который совершенно не оптимизирован под мобильное устройство. Разумеется, впечатление от рекламы или бренда портится, потому что я, как потребитель, потратил время, и получил неудобоваримую кашу на экране своего телефона.
Вот пример удачного применения QR-кода, который я нигде не встречал, но которым пользовался бы с большим удовольствием. В последнее время я с большим вниманием изучаю состав продуктов, которые покупаю. Какой размер шрифта используется в большинстве случаев – вы себе представляете. Если бы там был QR-код, который приводил бы меня на страницу без графики, но просто с текстом – я бы стал первым, кто снова установил себе QR-reader. Более того, если бы было чем хвастать в составе – я бы стал и весьма лояльным потребителем той или иной продукции.
QR-коды уродливые
Безусловно, есть несколько способов украсить ваш QR-код, сделать его углы обтекаемыми. Или добавить избыточность информации и попробовать вставить логотип вашей компании внутрь кода. Плюс его можно покрасить в любой цвет (главное, чтобы фон был контрастным). Но все это напоминает мне моддинг ВАЗ 2107. Вроде и силы потратили, и рюшечки висят, но уродливость все равно видна.
Что делать?
Пытаться исправить ситуацию с QR-кодами не то чтобы поздно, но довольно дорого. Был пропущен момент, когда это было в диковинку. Чувство новинки быстро пропало, а закрепляющих инициатив (чтобы закрепить в сознании потребителя – что это удобный способ получения информации) от маркетологов не было. Не насилуйте трупик.
В конце-концов, есть и другие способы донести до потребителя информацию, и некоторые до сих пор для широкой публики в новинку.