Тук-тук: доносчик или сознательный гражданин?

Т

Наше общество живёт в рамках двойной морали. С детства нам рассказывают о том, что ябедничать плохо. Когда мы чуть повзрослели, формулировки стали более жёсткими — стучать нельзя. Отдельной строкой идёт социальная установка о недопустимости доносов. Многие миллионы людей ставят эти самые правила впереди закона.

the-informer

Есть много гипотез, откуда в советское общество так плотно проникли тюремные правила и нормы. Вы наверняка слышали хотя бы одну. Вполне допускаю, что каждая из них внесла свой вклад в формирование таких социальных установок. Что поделать, историю не переписать. Но мне не совсем понятно, почему эти правила так цепко сидят в головах населения. Рухнула большая страна, правила жизни и выживания изменились в мгновение ока. Но некоторые из них, неписаные, в том числе про ябед, остались в силе.

Каждый раз, когда человек видит какое-то преступление или правонарушение он вынужден совершать сделку с совестью. Ему приходится соотносить ситуацию с двумя системами координат. В настоящий момент эта внутренняя борьба стала неотделимой частью менталитета россиян, белорусов, украинцев и жителей других стран, которые совсем недавно были советскими республиками.

Если посмотреть на рядового гражданина Германии или Нидерландов, то он явно счастливее нас с вами. В его сознании все очень чётко: есть закон, и если его кто-то нарушает, то необходимо сообщить об этом по соответствующему номеру телефона. Все просто и понятно, никаких душевных тревог и сделок с совестью.

Я не призываю вас порушить свои шаблоны, и начать постукивать на соседей и всех, кто неправильно припарковался. Но, возможно, имеет смысл соотнести проблемы, которые существуют вокруг нас с тем, что мы сами не хотим их решать? Потому что тук-тук — это плохо.

Дмитрий Волотко

Метки

Страницы