Случилось нечто невероятное — и МЧС Республики Беларусь решилось на смелый шаг, отправив более 20 блогеров во многие части МЧС по Минску на сутки в боевое дежурство. Мне повезло попасть в 13-ю часть, увидеть быт и работу мужественных, смелых и очень добрых людей.
Первым делом я познакомился с начальником части, который провел небольшой инструктаж, записал мои данные, телефон. Условились, что на боевые выезды я выезжаю с бойцами, но в случае серьезных происшествий стою около машины и не мешаюсь под ногами. Все весьма разумно, ибо спасать меня из беды, в которую я мог попасть по своей же глупости у бойцов нет времени.
Все фотографии, как обычно, в фейсбуке.
Спустя небольшое время я стоял в строю первой смены пожарно-аварийной спасательной части №13, где бойцы узнали, что с ними будут бегать два блогера, объяснили, что мы вступаем в боевое дежурство, дали вводные на день. Во время построения личному составу части доводится оперативная обстановка по городу и республике, рассказывают важные новости, дают установки на день.
После построения бойцы двух смен сдают-принимают технику. Проверяется ее работоспособность, комплектация, заполняются необходимые бумаги. Казалось бы, «пост сдал — пост принял», но вся эта процедура смело занимает от получаса до 45 минут.
В целом, сейчас в части довольно спокойное время, потому что — вы не поверите — каникулы. С августа у бойцов начинаются серьезные трудовые будни. Помимо боевых выездов они много времени проводят в учебном классе, занимаются хозяйственными работами, обслуживанием техники и оборудования. Помимо этого остается время на спорт (ну как остается — один час в день, строго по расписанию), а еще начальник караула (начкар, как его все называют) может придумать дополнительные приключения, например, тренировки или опрос по теоретической части.
Помимо прочего, в части все очень серьезно с дисциплиной. Это странное чувство, когда мужской коллектив настолько сплочен, что выглядит почти семьей, но если приказ отдан – все бросил и помчался кабанчиком его выполнять. Все знают свои обязанности, все работает, как часы. Правильно говорят, что в МЧС не работают, в МЧС служат. Это именно служба, со своими минусами и плюсами.
После непродолжительной экскурсии по части я в ней ориентировался уже как по родному дому. Помимо служебных помещений и кабинетов, в части есть спортзал, бильярдный стол, строится (или ремонтируется) сауна с бассейном. Кухня тоже есть, но мужская и брутальная. Насколько я понял, готовят в части редко, больше с собой привозят, домашнее.
Удалось подняться в люльке на высоту 30 метров: отличный вид; немного страшно, когда очередное колено подъемника выпрямляется или приходит в движение. Техника еще с 1968 года, европейская. Не меняют по той простой причине, что она полностью работоспособная и не приносит проблем вовсе. Смысл менять работающую технику ни я, ни руководство не видим.
Пробовал подниматься на высоту в 30 метров на обычной раздвижной лестнице, но в какой-то момент перчатки, которые были пристегнуты к ремню настолько утомили цепляться за каждую ступень, что решил не рисковать и спустился раньше, чем достиг вершины лестницы. Впрочем, впечатлений и так хватило с головой.
Честное слово, незабываемое ощущение, когда держишь ствол рукава, выплевывающего воду со скоростью 23 литра в секунду под давлением в 15 атмосфер! Внукам буду рассказывать. Конечно же, в боевой ситуации 15 атмосфер никто не дает, но нам дали жару, чтобы мы прочувствовали в чем соль службы. Обычно подают 5-7 атмосфер, но бойцы могут работать со стволом часами. Сильнейшая физическая нагрузка — никакой качалки не нужно.
Теперь вы понимаете, почему многие говорят, что спасатели приезжают без воды? Просто эта вода настолько быстро кончается, что вы и глазом моргнуть не успеете. Две-три минуты – и две с половиной тонны воды уже израсходованы. Из-за этого под корень выгорают деревни, потому что пожарных прудов нет, а ближайший гидрант — в двух-трех километрах. Вода только привозная, на ликвидацию пожара уже не хватает.
Лазили по специальной вышке с лестницей, на одном конце которой специальный багор. Разбивает окна, вгрызается в подоконники. Держит великолепно: меня, мальчика немаленького, в боевой одежде с ремнем и в каске, он держал как пушинку. Попробовали еще одну лестницу, которая за считанные секунды раскладывается до высоты в 10 метров. С ее помощью обесточивают дома в частном секторе, банально перерезая провода. Быстро и технично. Очень понравилось.
Понял одну вещь, что многое из того, что кажется магией при работе с оборудованием, на самом деле несложно. Сложно выполнить все это в рамках нормативов и не поранить себя или сослуживца – вот тут месяцы тренировок просто обеспечены.
Дважды бросал все, максимально в темпе одевался и прыгал в машину по сигналу боевой тревоги. Вроде получилось не задерживать выезд спасателей, ведь меня никто ждать не собирался. Ведь не понятно, насколько серьезна ситуация, поэтому мчаться необходимо во всю силу. Сначала до машины, потом на машине по дорогам.
Кстати, по дороге я удивился, насколько большое количество машин не желает пропускать спасателей, уступать им дорогу. Нередко приходилось через громкоговоритель прямо-таки сгонять водителей с полосы. Понятное дело, можно и по встречной, но не всегда есть такая возможность. По газонам лишний раз тоже никто не катается. Уважаемые водители, помните, что беда она такая, завтра может заглянуть и в ваш дом. Пропускайте машины экстренных служб, не будьте засранцами.
Когда сидишь в кабине КамАЗа, все машины вокруг – как букашки. Большая машина с небольшим, на удивление, расходом топлива. Водители таких машин обладают каким-то фантастическим чувством габаритов. Я никогда не видел такой ювелирной точности при разъезде с машинами во дворах. Суммарная масса автомобиля больше 20 тонн, размеры большие. Как люди умудряются задним ходом настолько точно входить в дворовые повороты — для меня загадка. Ответ один – колоссальный опыт.
Слава богу, выезды оказались незначительными. В первый раз инвалид второй группы не смог открыть дверь жене — пришлось вскрывать дверь. При этом командир отделения не поленился и поправил выбитый косяк, чтобы дверью можно было пользоваться хоть как-то до приезда слесаря. Хотя МЧС совершенно не обязано заниматься такими вещами. Это просто человеческое лицо всей службы. Я был тронут и приятно удивлен.
Второй вызов и вовсе оказался плевым: немного подымил мусоросборник в жилом доме, все было ликвидировано силами жильцов еще до приезда спасателей. Как говорят бойцы, таких вызовов максимально большое количество. Вообще, за последние годы в Минске все стало гораздо спокойнее в плане больших пожаров. Причин тому несколько: все меньше печного отопления, пропаганда, контроль за соблюдением техники безопасности на производстве и т.п. Вся эта махина контроля и пропаганды действительно работает, действительно спасает жизни.
Да и вообще, основная причина учетных пожаров в жилых домах – курение в пьяном состоянии. Вообще не понимаю, как надо допиться в своей жизни, чтобы уснуть с сигаретой. Хорошее правило: курите на балконах или верандах. Тушите сигареты в пепельницу, не выкидывайте в окно или на участок. Казалось бы, «со мной это никогда не произойдет», а с начала года сотни трупов по республике из-за непотушенной сигареты.
Ночь прошла очень спокойно. Странно это, но взрослые мужики несколько часов после отбоя лежали и просто болтали на самые различные темы, травили байки и анекдоты, рассказывали истории из личного опыта, делились впечатлениями о начальстве и штабе, рассказывали очень многое «не для протокола». Максимально информативное общение получилось. В ночное дежурство нас не поставили, банально пожалев. Спасибо за это. Вы были правы: если бы не выспались, в пятницу были бы зомби.
В спальне нет розеток. Говорят, чтобы спасатели не сидели ночами с ноутбуками. Я считаю, это просто неуважением к бойцам, и ратую за скорейшее исправление этого. Заряжать телефон днем – банально некогда, а связь все равно нужна, куда без нее? На выездах, например, и навигация пригождается, и карты, и лишний раз позвонить в дежурку уточнить какие-то вещи. Современные телефоны живут от розетки до розетки. В спальнях они просто необходимы.
Встав в шесть утра, бродил по части, рассматривая технику, оборудование, донимал вопросами дежурного и дневального. Около восьми часов подорвался к машине: оказалось, что сигнал к построению примерно такой же, как и к боевому выезду, просто длится всего три секунды. А я уже чуть ли не в машине сидел. Товарищи смеялись. Вообще, довольно часто подшучивали, но по-доброму, почти по-семейному. Сразу чувствуетс взрослый мужской коллектив.
В восемь утра построение, сдача смены. Дожидаться приемки оборудования я не стал — собрался, попрощался и уехал. Уезжал с чувством, что покидаю очень близких людей. Видно правду говорят, что служба сближает. Всего за сутки эти люди стали мне родными и близкими, я не могу сам для себя объяснить этот факт.
Всего за сутки я понял, насколько служба спасателей сложна и важна. Я бы не понял это на обычной экскурсии в часть, ни в коем случае. Только методом полного погружения.
Отдельная благодарность начальнику караула, командирам отделений, бойцам. Спасибо начальнику части и Министерству чрезвычайных ситуаций за такую волшебную возможность. Никакой цензуры, позволяли совать нос во все щели, все максимально подробно рассказывали.
P.S. Так как в день профессионального праздника поздравить бойцов толком не получилось, отвезли им в воскресение ящик пива, чтобы они в любое удобное им время смогли отпраздновать. По чести сказать, эти мужики заслуживают всего самого хорошего. Город может жить и спать спокойно — он в надежных руках.