Блог Дмитрия Волотко Подпишись на обновления!

GPRS (EDGE) vs WAP, или на что оглядыватся, когда делаешь мобильную версию сайта

Недавно, сидя в баре с моим другом, услышал от него такую ситуацию. Пришли к нему заказчики, которым позарез нужна мобильная версия их сайта. Но дело в том, что люди вообще не аллё, нужен им WAP или GPRS (или как развитие технологии, которая работает в России — EDGE). Что сейчас нужно Москве (поговорим о ней, про регионы я ничего не могу сказать), чем ей удобно пользоваться, чем дешевле? Что дешевле в разработке и поддержке? Ниже я постораюсь дать некоторые ответы на эти вопросы, они глубоко субъективные — так что строго не судите, лучше поспорьте со мной ;)

Давайте начнём с цитирования Wikipedia, это даст нам понятие о том, о чём мы собрались говорить.

WAP (англ. Wireless Application Protocol — протокол беспроводного доступа) — это средство получения доступа к ресурсам интернет посредством только мобильного телефона, не прибегая к помощи компьютера и/или модема. По сути это технический стандарт, описывающий способ, с помощью которого информация из интернет передается на дисплей мобильного телефона.

GPRS (англ. General Packet Radio Service — пакетная радиосвязь общего пользования) — надстройка над технологией мобильной связи GSM, осуществляющая пакетную передачу данных. GPRS позволяет пользователю мобильного телефона производить обмен данными с другими устройствами в сети GSM и с внешними сетями, в том числе Интернет. GPRS предполагает тарификацию по объёму переданной/полученной информации, а не времени, проведённому online.

GPRS (EDGE) vs WAP, или на что оглядыватся, когда делаешь мобильную версию сайта

Как видите, и та и другая технология — всё-таки отличаются друг от друга своей сутью. Если WAP (который был разработан, кстати, аж в 1995 году, а более или менее широко внедрён в 1998) — это самостоятельный протокол, а GPRS — надстройка над технологией мобильной связи GSM.

Теперь пойдём по пунктам.

Тарификация. Возьмём за пример мой любимый оператор — это Вымпелком (Билайн), стоит учесть, что цены примерно одинаковые по всему рынку мобильной связи, с небольшими колебаниями.

  • WAP — в среднем 2 рубля за 10КБ принятой или переданной информации.
  • GPRS — в среднем 6 рублей за 1МБ принятой или переданной информации.

Как вы можете видеть, WAP по сравнению с GPRS адски дорог. Это связано с затратами поддержки технологии, и с тем, что даже при условии того, что обе технологии дают доступ в интернет — дают они его по разному, и разным моделям телефонов. Кстати, наверняка кто-нибудь помнит, какие-нибудь пару лет назад WAP тарифицировался не за переданую информацию, а за время сессии :)

Техническая характеристика для разработчика.
WML (англ. Wireless Markup Language — «язык беспроводной разметки») — язык разметки документов для использования в сотовых телефонах и других мобильных устройствах по стандарту WAP.

Пример:

<?xml version=”1.0″?>
<!DOCTYPE wml PUBLIC “-//WAPFORUM//DTD WML 1.3//EN” “http://www.wapforum.org DTD/wml13.dtd”>
<wml>
< music id=”Index” title=”Index”>
<p align=”left”>
<b>Это страничка для скачивания первой мелодии</b><br/>
<a href=”#music2″>Это ссылка для перехода ко второй карте!</a>
</p>
</music>
<music id=”music2″ title=”Two”>
<p align=”left”>
<b>Это страничка для скачивания второй мелодии</b>
</p>
</music>
</wml>

Однако сегодня поддержка этого языка отмирает, в сторону XHTML Mobile Profile. Это переломный шаг, потому что или WAP умрёт, либо он станет реальной альтернативой GPRS. Однако я уверен, что развитие WAP застопорится и он будет забыт. Почему? Да смысла в нём нет, дорогой, медленный, нужны дополнительные траты на создание и поддержку сайта, но всё ещё востребованный. Но это вопрос времени.

А сайты расчитанные на просмотр с использованием GPRS можно верстать обычным xHTML + CSS — всего лишь соблюдая некоторые ньюансы, которые лежат на поверхности и видны любому разработчику, который обладает здравым смыслом. Более того, вполне может получится так, что разработчику только стили надо будет написать, для мобильных устройств — но это не принципиально, всё зависит от сайта-родителя, его структуры и прочего и прочего.

Работа с объёмными файлами. Современный деловой темп требует оперативности. Именно потому люди полезли в Сеть с мобильников. Например сегодня утром я, когда ехал на работу в метро, выкачал с сайта банка форму в формате .doc, открыл и частично заполнил. Если бы поездка длилась больше, я бы закончил заполнять и отправил бы по электронной почте этот самый вордовый файлик. На wap’е я бы тоже смог это сделать, правда стоило бы это в разы дороже, было бы в разы медленнее и не факт, что в метро я бы смог докачать файл с черепашьей скоростью, обрывы и мертвые зоны даже в центре московского метро бывают. Ещё один адекватный плюс в сторону GPRS.

На самом деле рассуждать можно долго, я не ставил перед собой задачи убедить вас в чём-то, для меня хотя бы тарификация и работа с объёмными файлами уже решают. Можно резюмировать, примерно так:

  1. GPRS дешевле WAP;
  2. GPRS быстрее WAP;
  3. GPRS даёт больше возможностей для разработки, нежели WAP;
  4. Поддержка и разработка WAP-версии сайта дороже, мне так кажется;

Если вам понравилась заметка – проголосуйте, пожалуйста тут:

Так же можно почитать:



# 25 July 2008 в 13:26

Социальная сеть для блоггеров sloger.net

GPRS (EDGE) vs WAP, или на что оглядыватся, когда делаешь мобильную версию сайта…

Недавно, сидя в баре с моим другом, услышал от него такую ситуацию. Пришли к нему заказчики, которым позарез нужна мобильная версия их сайт…

# 25 July 2008 в 14:10

Аркадий Бейненсон

Здравствуйте, с интересом прочел Ваш пост, появилась идея пригласить Вас в качестве эксперта по Wap- версиям сатов на программу “Сетевой дозор” радио “Голос России”. Мой контакт.телефон 8926 1495631, а если сами не сможете, то может посоветуете кого)))

# 25 July 2008 в 14:20

Волотко Дмитрий

@Аркадий Бейненсон, я вам позвоню, обсудим :)

# 25 July 2008 в 15:08

chipp.ru

GPRS (EDGE) vs WAP, или на что оглядыватся, когда делаешь мобильную версию сайта…

Недавно, сидя в баре с моим другом, услышал от него такую ситуацию. Пришли к нему заказчики, которым позарез нужна мобильная версия их сайт…

# 26 July 2008 в 21:17

Человек на пределе

Не правельно сравнить WAP и GPRS, так как GPRS это тип связи, а WAP это совокупность всех мобильных интернет ресурсов. И выевлять какието различия просто глупо, по сути это одно и тоже и ни каких различий между ними нет.
Также у мобильных операторов принято разделять тип соединения к интернету, в большенстве случаев WAP подразумевается как подключение к мобильному интернету через мобильный телефон, что в свою очередь GPRS подключения к интернету через компьютер используя мобильную связь.

# 26 July 2008 в 21:20

Волотко Дмитрий

@Человек на пределе,
в свою очередь GPRS подключения к интернету через компьютер используя мобильную связь. – это давно устаревший взгляд.

А по поводу сравнивать – да, вы правы – это лишнее, просто пытался показать, что WAP умирает. хоть и очень медленно.

# 27 July 2008 в 20:03

Василий

WAP отмирает, однако он до сих пор сильно популярен, и это меня увивдялет немало. Фигня какая-то.

# 28 July 2008 в 21:32

Александр

По-моему эта статья ни о чём. По крайней мере на вопрос в заголовке все эти буквы не отвечают.

# 28 July 2008 в 21:51

Волотко Дмитрий

@Александр, почему же?
Конечно я не полностью раскрыл “тему сисек”, но всё же.

# 28 July 2008 в 22:19

Александр

Но всё же, вы просто сравнили цену на две разне технологии доступа в Интернет. Причём упомянули третью, но так ничего о ней и не сказали.

# 28 July 2008 в 22:27

Волотко Дмитрий

@Александр, я с вами согласен, получилось не шибко. Я подумываю о переработке этого поста. Сейчас собираю информацию.

# 28 July 2008 в 22:31

Александр

Хорошо, с удовольствием почитаю и по обсуждаю вашу статью.

# 28 July 2008 в 22:34

Волотко Дмитрий

@Александр, будет очень приятно.
Заходите.

# 31 July 2008 в 12:18

Александр

Личный опыт:
недавно делал для своего проекта мобильную “надстройку” (чтобы вот так же, где-нибудь ехать и одновременно пользоваться сайтом, чтобы время не терять). Был выбор – wap или gprs. От wap-а отказался (все причины перечислены в топике), просто сделал уменьшенную копию страниц (чтобы хорошо смотрелись на экране мобильника), и все. Проверил на своем смартфоне – ок. Никаких новых знаний не потребовалось. Конечно, идеально было бы сделать на xml, но вроде обошелся “малой кровью” – обычным html.

# 31 July 2008 в 14:37

Волотко Дмитрий

@Александр, я знал, что я не одинок :)

# 31 July 2008 в 17:04

Александр

@Александр, конечно можно и сделать уменьшенные копии, но мобильный аппарат не дает возможности пользоваться сайтом так же легко как с пк. Поэтому дизайн мобильного телефона должен учитывать особенности аппарата.

# 31 July 2008 в 17:14

Александр

опечатка? (“дизайн мобильного *сайта*…”)
конечно, в мобильнике нельзя получить весь функционал сайта, да эта задача и не ставится. Я предполагаю такую ситуацию: человек где-то едет, одновременно через телефон просматривает сайт. Если ему что-то понравилось (в моем случае, это книги), он это запоминает, а потом уже с обычного компьютера выполняет нужные действия.

# 31 July 2008 в 17:21

Александр

@Александр, опечатался. Спасибо.
А вообще отлично – это когда человек не только нашел, но и сделал всё что хотел на сайте с помощью мобильного телефона. Вот это и есть удобство использования. (может статью напишу о разработки сайтов для мобильных телефонов).

p.s. чё-то как-то не удобно отвечать на комментарий, когда форма комментария вверху. Можно ли её перенести вниз?

# 31 July 2008 в 20:49

Волотко Дмитрий

@Александр, можно продублировать, на выходных сделаю.
На самом деле забавно наблюдать беседу двух тёзок ;)

@Дружков Александр, можно проще, если поставить оперу на мобильник и оперу на ПК, то их можно синхронизировать, в плане закладок, хистори и т.п.

# 31 July 2008 в 20:59

Александр | xes

@Волотко Дмитрий, реально прикольно :)
Продублировать даже будет лучше.
Синхронизировать-то можно, но что это даст? Я например закладки в нете храню.
Да и на моём коммуникаторе опера как-то странно себя ведёт. Не пользуюсь ей.

# 31 July 2008 в 21:01

Волотко Дмитрий

@Александр | xes, к сожалению, ни скорости, ни техническая база не позволяют пользоваться полноценной онлайн сервисами :(
А какая именно опера? Мини или мобайл?

# 31 July 2008 в 21:49

Александр | xes

@Волотко Дмитрий, мобайл. Эта программа вырубает все другие загруженные программы, что не очень приятно. Вот только из-за чего это происходит я никак не пойму.

# 31 July 2008 в 22:05

Александр

@Волотко Дмитрий, да, изящное решение (по поводу синхронизации). Приехал на работу, синхронизовал, и продолжил чтение любимого баш.орга с того места, где остановился… :-)))))

P.S. Пагинацию комментариев тоже было бы неплохо… А то лента уже длинная получается.

# 31 July 2008 в 22:22

Волотко Дмитрий

@Александр, я пока не знаю как скрестить пагинацию и создание pdf – есть там некоторые косяки. Но спасибо за наводку ;)

# 7 Augu 2008 в 0:08

SCode

Чето ты здесь все намешал!
Технологию документов и технологию доступа…
но за старания +1 тебе :)
Кстати, у себя в скоре тож опишу похожее на это

# 8 Augu 2008 в 1:02

максим

помоему вам и джипиарес это как мобильный и домашний телефон – функции вроде как одни и тежи, но вот возможности как то отличаються . .

# 18 Augu 2008 в 15:02

Азиат

Я считаю, что лучше всего открывать WAP сайты через канал GPRS Internet и просто забить о GPRS-WAP доступе. Так как доступ к WAP сайтам через канал GPRS-Internet имеет следующие плюсы:
1) WAP сайты весят легче; (а также удобен для просмотра через мобильник)
2) GPRS-Internet доступ дешевле и быстрее;

То есть, экономия двойная.

# 21 Augu 2008 в 14:34

Русский чат

Только вот скорость у gprs оставляет желать лучшего. жопарез в прошлом. пора говорить про edge а ещё с пустя некоторое время про 3g. но все равно статейка полезна для начинающих.

# 21 Augu 2008 в 14:43

Волотко Дмитрий

@Русский чат, ЕДЖЕ уже в теме, мобильников, которые его поддерживают – тьма, операторы тоже подтягиваются. А вот 3G – то что нужно, это да!

# 26 October 2008 в 23:35

Anonymous

А почему бы и нет. Просто лени поменьше, дела побольше

# 19 July 2009 в 3:47

Сергей

Скажите,почему мой тел. Самсунг SGH-L700 скачивания игр с www пишет содержимое не поддерживается? Может надо скачать какую программу

# 15 February 2010 в 18:49

JupSE

wap, gprs, edge – это типы связи с интeрнeтом у опeрaторов. wap кaк опрeдeлeнный тип сaйтов включaeт в сeбя стaрую чeрно-бeлую рaзмeтку wml и цветную xhtml. Wap сейчас подходит понятие мобильный интернет. Со всеми вытекающими отсюда возможностями. И интересно, что это за GPRS сайты ?!

# 7 July 2010 в 14:44

Гороскоп_о_вод

Возможно автор берет во внимания еще такие весомые критерии как скорость связи. А эти стандарты работают с разной скоростью
А вообще спасибо за полезный пост!)

# 8 November 2010 в 15:41

загадки

И интересно, что это за GPRS сайты ?!

Так же интересно что за EDGE сайты? :DD



* Должны быть заполнены.
Из-за дикого спама, и нежелания ставить капчу оставлять ссылку у комментария вообще нельзя. Точно так же нельзя оставлять ссылки в теле комментария.