Нужно ли в школе давать основы вёрстки?

Н

Написать эту заметку меня побудила ситуация младшего брата моего хорошего знакомого. Мальчик учится сейчас в седьмом классе, на уроках информатики, параллельно с изучением блокнота и кнопки пуск, им начали объяснять, что такое верстка и что с ней делать. Инициатива директора школы (а это именно инициатива, насколько я понял), конечно, похвальна, но хотели как лучше, а оказалось как всегда. Но перед тем как рассказать, что собственно произошло в школе, к слову школа московская, сначала давайте немного порассуждаем, а нужно ли оно сейчас – вёрстка в школе.

Не буду наводить тень на плетень – скажу прямо, я считаю, что в школе азы вёрстки нужны. Пусть не критично нужны – но лишним точно не будет. Постараюсь пояснить почему.

Сейчас, когда в стране интернет развивается просто семимильными шагами, наблюдается картина, когда подавляющая часть пользователей интернета ограничиваются знаниями о почте (mail.ru, yandex.ru или если повезёт с советчиком — Gmail), паре новостных ресурсов и одной-двумя социалками (Вконтакте и Одноклассники – привет!). Ну и естественно IM. Т.е. резюмируя – на лицо вопиющая безграмотность населения, которое более-менее активно пользуется Сетью.

Нужно ли в школе давать основы вёрстки?

Естественно мне это не нравится. Я могу понять, когда женщина лет под сорок испытывает трудности с пониманием, что такое Интернет и что с ним делать, но дети, которые учатся в школе, обязаны получать некоторый ликбез.

К примеру, когда вы получаете права, вам объясняют, кратко, что такое двигатель внутреннего сгорания, и как он работает. И это не подразумевает под собой то, что вы будете копаться в своём железном коне – ниразу. Это подразумевает понимание того, что у вас происходит под капотом. Естественно это не обязательно, и человек который ни одного раза под капот не залазил, без проблем сможет управлять автомобилем с автоматической коробкой передач – но это не значит, что ситуация правильная. Возможно сумбурная аналогия, но тем не менее, я считаю её достаточно точной.

Теперь вернёмся к ситуации в школе.

Класс, в котором юные дарования изучают информатику, зашит техникой по самое не балуй. Приличные машины, хорошие мониторы, удобные рабочие места. Операционкой стоит MS Windows XP HE. Офис 2003й. Обычная офисная ситуация.
Детям в ускоренном темпе вычитали часы по Офису, сдали зачёты (или что там у них), и директору пришла добрая мысль – начать объяснять детям, что такое вёрстка, в свете того, что в ближайшие несколько лет каждая школа обязана, будет иметь свой сайт, на котором будут висеть новости, расписание, оценки и домашние задание. Однако то, как детей начали обучать вёрстке, меня просто ввело в культурный шок. Я слушал рассказ мальчика и не верил.

Из софта они используют FrontPage, работают в визуальном режиме, в первое время попытки выйти из него в режим ручной правки кода карались, вплоть до плохих отметок в дневниках. Однако через несколько недель, видимо всполошился один из родителей, тактика учителя (к слову, бабушка – божий одуванчик) изменилась. Теперь ребята начали изучать саму структуру документа, его обязательные составляющие, и даже некоторые особенности браузеров. Я было обрадовался и успокоился, однако тревожный звоночек прозвенел опять, спустя несколько недель. Ребята двигались быстро, и теперь они уже верстают несложные макеты, но боже мой, КАК они их верстают.

Доктайпа нет как класса, используется куча морально устаревших тегов, типа <font> или <var>, активно развивается пропаганда фреймов, и верстают таблицами. Какие слои и стили – там просто этого нет. Детей заведомо обучают уже устаревшим вещам (почему, к примеру дети не учатся на 95 Винде и 97 Офисе?) – и эти устаревшие знания губят, возможно, несколько талантливых веб-мастеров.

Как вообще с таким подходом, можно рассчитывать, что через некоторое время эти самые дети сделают сайт школе? Это просто утопично и по сути является тратой времени, которые можно было бы пустить в струю физики или математики. А ещё лучше свободные часы, когда ты выбираешь, на какой урок пойдёшь.

Получается ситуация, которая часто всплывает в России – хотели как лучше, получилось как всегда. Вроде бы и надо детям давать основы – но нужно давать основы актуальные в современное время. Не стоит учить детей по книгам ещё прошлого века.

В будущем эти дети, если они самостоятельно не освоят пару глав какой-нибудь приличной книги, или пару статей в Сети, получат некоторое количество проблем в будущем. Секретари, менеджеры, журналисты – да мало ли кому ещё, напрямую не связанному с веб-разработками, могут понадобиться эти знания?

Дети, в будущем, могут попасть в ситуацию, когда они придут устраиваться на работу, покажут свой диплом – а в ответ получат: «спрячь его – сейчас всё по другому».

Дмитрий Волотко

Метки

Страницы