Персональный интернет от Яндекса

П

На Yet another Conference 2013 Яндекс представил технологическую платформу Яндекс.Атом, цель которой сделать интернет персональным для каждого конкретного пользователя, давая возможность сайтам подстраиваться под него.

yandex.atom

Сказать откровенно, в процессе презентации у меня не возникло вау-эффекта. Безусловно, я оценил смысл и фантастические перспективы, но дух не захватило. Может наелись уже все?

Однако, чем больше я думаю об этой платформе, тем больше у меня отвисает челюсть и быстрее приходит понимание, что вот она, следующая ступень развития интернета. Вряд ли это можно назвать революцией, но вполне отчетливой эволюцией – можно и нужно.

Яндекс знает о вас очень многое, и чем чаще вы пользуетесь многочисленными сервисами Яндекса, тем больше самых разных критериев это компания о вас знает. В чистом виде — большой брат, но к этому все уже привыкли, а вот к тому, чтобы использовать эту информацию во благо нас с вами – нет. Это что-то новое и действительно интересное.

Из сотен и тысяч самых различных критериев Яндекс с большой долей вероятности может составить наш портрет; наши предпочтения понять еще проще. Все это позволяет с той или иной долей вероятности (на презентации несколько раз звучала цифра в 80%) прогнозировать наши потребности.

Вы только представьте: через несколько лет сайты вместе с поисковой машиной Яндекса практически сольются воедино. Вместе с Островами и Атомом граница между сайтом и поисковой машиной станет весьма условной. Ведь при поиске билета на самолет я сразу буду получать форму покупки билета из того города, в котором я нахожусь. В выбранном за меня билете lowcost галочка «без багажа» тоже будет стоять сразу, потому что сайт и поисковая машиной так или иначе будут знать, что я путешествую без багажа, и в данный момент времени я в отпуске. Более того, Яндекс вместе со своими партнерами предложит мне купить билет на автобус или электричку до аэропорта, причем сам подберет время отправления этого транспорта, исходя из пробок и времени в дороге.

Я сразу буду получать возможность покупать книги любимого жанра, а не рыскать по сайту, тратя время на их поиск. Мне нужно будет перейти на сайт только для того, чтобы ввести данные своей карточки для оплаты. А так как я активно пользуюсь Яндекс.Деньгами, то и такой сценарий рано или поздно отомрет. Я смогу пользоваться благами самых разнообразных сервисов всего на одной странице, вбив интересующий меня запрос в желтую форму.

Уж не будущее ли это? — Увы, конечно же, будущее. Пока что платформа в ранней бета-версии: только-только начинается работа с первыми партнерами, определяются дальнейшие шаги по разработке, собираются мнения и строятся планы.

Большой вопрос, как всем этим пользоваться с мобильного устройства. Дело в том, что для получения информации о нас, пользователях, поисковой машине так или иначе нужно взаимодействие с нами. Конечно, способов получить о нас информацию великое множество (на сайте, на который мы зашли с мобильника, мы кликаем на рекламу; на этом же сайте установлена Яндекс.Метрика и т.д.). Но одним из самых важных инструментов пополнения данных о пользователе, на мой взгляд, остается поиск. И вот тут появляется проблема, потому что на всех современных операционных системах по умолчанию стоит поиск с помощью Google. А меняют поиск по умолчанию далеко не все пользователи. Есть куда расти и думать, как заполонить и этот рынок.

Отдельно хочу отметить, что нам всем пообещали, что тому или иному сайту не будет раскрываться персональная информация, а будут даваться предположения о том, что пользователь хочет, или какие у него предпочтения. На самом деле это сильно усложняет разработку, именно логику платформы, но все делается для приватности и защиты информации. В этом плане я доверяю Яндексу более чем.

Приятно осознавать, что мы живем в прекрасное время, прекрасное для гиков и простых пользователей, жизнь которых становится проще и удобнее буквально на глазах. Отличная идея, буду с удовольствием наблюдать ее дальнейшее развитие.

Промосайт Яндекс.Атом

Дмитрий Волотко