В передовых странах всё плохое и хорошее в Сети происходит раньше, чем на территории стран бывшего СССР, с одной стороны это печально — всегда в хвосте, с другой, всегда можно прогнозировать, с долей домысла и «локализации» идей, что и когда у нас произойдёт.
Человеку свойственно бороться с чем-то. Всегда есть недовольные, в том числе и в Сети.
Антисайты имеют свою эволюцию, которую кратко я изложу ниже. Это эволюция, в обобщённом виде, применима ко многим феноменам в Сети.
Один из первых антисайтов в Рунете был довольно известных ресурс — NOKIA.RU, сейчас вы наверное немного удивились, но всё объясниться с помощью машины времени, предлагаю ознакомиться — 06.12.2000 год — страница nokia.ru. А представители мобильного гиганта Nokia долго не могли понять, почему суды РФ не хотели отдавать им домен. Купили его, вроде, суды не помогли.
Если говорить просто, то сначала идёт фан, потом этот фан трансформируется в серьёзный инструмент с огромными вложениями. Потом предотвращение подобного удара для бизнеса, что грозит ещё большими вложениями средств. Давайте рассмотрим на примерах.
Шаг за номером один
Есть группа «Бородатые бомжи с Рублёвки», она собирает аншлаги визжавших девчонок школьного возраста, выпускают то платиновую пластинку, то золотую. Естественно, что у любого популярного феномена есть противники.
Эти противники аккумулируются на форумах, чатах и прочих местах массового скопления интернет-общественности, и как следствие, всё это выливается в некое комьюнити.
Регистрируется домен, платный, бесплатный — неважно, и поднимается страница, где большими буквами написано «Мы ненавидим группу «Бородатые бомжи с Рублёвки» — они педерасты, розовая гитара и вообще гладиолус. Аргументация бывает редко. Ниже я дам несколько скринов, посмотрите как подобные сайты выглядят в Рунете. Всё будет понятно без слов :)
Шаг за номером два
Бизнес смотрит, что этот инструмент собирает вокруг себя людей, которых читают, и которым доверяют.
Уже профессионально создаются ресурсы, посвящённые чему угодно, к примеру сгущёнке или матрасам. Естественно, идёт массированная атака на блоги, возможно СМИ. Не просто скандалы, это всё позиционируется как частные обращения и возгласы.
Никаких компаний-конкурентов, никаких органов, хотя всё шито белыми нитками и знающим людям всё понятно. В основном это делается для того, что бы было сложно притянуть к суду, так как частному лицу легче доказать, что мол я выразил своё мнение, если оно не совпадает с официальным или общепринятым — меня это не волнует.
Тут есть минимум два направления. К примеру сейчас есть куча сайтов, которые позиционируют себя как «жалобные книжки», и толпы маркетологов мониторят их, пишут гадости на конкурентов, и пытаются добиться того, что бы гадости об их компании удалили.
Второе направление, это отдельные сайты для отдельных продуктов, бизнесов или опять же, сайтов. Целенаправленно. Например я создал некое комьюнити больше года назад на базе блогохостинга ЖЖ — «Я не в контакте» — проверял, работает ли. Жаль не было времени на более грамотную раскрутку, и популярности это сообщество не получило, хотя теоретически могло. И если заняться этим вопросом в плотную, то популярность не заставит себя долго ждать, я более чем уверен в этом.
Стоит отметить, что ко всему выше описанному Рунет и ближайшие соседи уже пришли, в том или ином виде. Сейчас всё идёт к тому, что необходимо всю эту опасность контролировать. Почему? Да потому что информация, единожды проиндексированная практически любым поисковиком уже в анналах истории, и даже удаление их с антисайтов не особо спасает ситуацию.
Шаг за номером три
Какой вывод? Вывод очень простой, необходимо работать на опережение, т.е. создать подобные сайты самостоятельно, сформировать сообщество недовольных и т.д. и т.п. Это даёт контроль над ситуацией, и возможно, вернуть лояльность компании части недовольных.
Что конкретно можно, да и нужно делать? По сути всего несколько пунктов, остальное думать по ситуации.
- Создание сообщества недовольных вами или вашими услугами;
- Модерация поступающих претензий, возможно стоит переписывать часть, сохраняя смысл, но избегая слишком острых углов;
- Внимательно читать смысл претензий, возможно стоит провести чистку в составе менеджеров, или пнуть веб-мастеров и программистов;
- Стараться обеспечить сообщество всем необходимым, дабы у кого-нибудь не возникло необходимости создать аналог;
А ведь что-то подобное десятки лет уже практикуется в традиционных СМИ, но именно Сеть даёт огромную свободу для фантазий, как противника, так и сторонника чего-бы то не было.
Обещанные скрины можно посмотреть тут, их несколько всего:
http://floomby.ru/content/9xr2xKnTkS/ — раз;
http://floomby.ru/content/c3dHnqeHD0/ — два;
http://floomby.ru/content/QbuTs1Y0u0/ — три;
Решил не выкладывать эти ужасные картинки тут, есть желание — идите по ссылкам и наблюдайте :)
Кстати, я недавно писал пост об IE6 и бойкоте ему, в котором сообщил, что администрации президента был отправлен вопрос (читайте по ссылке какой), сегодня пришло письмо за подписью Главного советника департамента письменных обращений граждан администрации Президента РФ О. Бородина, с уведомлением, что письмо было переслано в Министерство связи и массовых коммуникаций, с пометкой «Правительственное». Ещё через три-четыре недели придёт ответ. Буду держать в курсе.