Стоп туризм

С

Некоторое время назад Госпогранкомитет Беларуси сообщил, что с первого января 2017 года отменяется разрешительная система посещения пограничных зон. Но только для собственных граждан, иностранцам, как выяснилось – не повезло. 

Я гражданин России, легально живу на территории Республики Беларусь, но вид на жительство восстанавливать не спешу. Годовое разрешение на проживание не является значимым документом для многих государственных процедур, к сожалению. 

Так что для меня ничего не поменялось, мне по-прежнему необходимо получать разрешение на посещение пограничной зоны в целях туризма. И тут начинается интересное – единые правила есть, но их не соблюдают или вовсе незнакомы с ними.

Расскажу по порядку. Как пример для посещения – берём Жемыславль и заброшенную усадьбу в нём. 

Первым делом позвонил по горячей линии минских пограничников. Дозвониться с первого раза не получилось –  проявил настойчивость. В итоге мне сообщили, что иностранные граждане в частном порядке посетить пограничную зону не могут никак. По букве закона – только в составе туристической группы. 

После этого я позвонил витебским пограничникам, где мне цитировали неназванные документы, смысл которых сводился к тому, что за меня может поручиться исполком той территории, куда я поеду. Схема показалась мне мутной, но собеседник казался увереным в своих словах. 

Найдя контакты отдела образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома, меня соединили с заместителем начальника – Денисом Александровичем. Сказать что он в шоке от просьбы пограничников дать некое ходатайство исполкома – не сказать ничего. Шуршание бумаг, уточнение вопроса у коллег и просьба позвонить завтра, дабы дать время на поиск информации. 

К чести местного чиновника – уже через 12 часов он располагал нужной мне информацией, и помощь оказалась к месту. Он связал меня с пограничным отрядом, который работает непосредственно на той части границы, где находится туристическая цель. 

Дежурный офицер лидского пограничного отряда рассказал, что мне нужно собрать некоторое количество бумаг. Среди них: оплаченная пошлина, заполненное заявление (всё на сайте ГПК), копия паспорта. Не помешает и бумага, которая подтверждает легальность пребывания на территории Беларуси. Для россиян – это неактуально. Не помешает и копия паспорта транспортного средства, если на нём стоят иностранные номера. 

По правилам, нужно приехать в Лиду и подать бумаги лично. И через пять дней получить разрешение (шансов что откажут нет, если вы не в розыске, не под следствием и т.п.). После уговоров мне пошли навстречу и разрешили отправить документы почтой – вот они, лежат рядом со мной, пока я набираю этот текст. Но приехать и расписаться за разрешение нужно самолично. 

В итоге получается, что для совершения однодневной поездки, которая принесёт местному бизнесу и казне живые иностранные деньги, мне предлагают ездить за разрешением туда-сюда аж неделю. С точки зрения туризма – это очевидный знак «стоп». 

А потом власти удивляются, почему иностранные инвесторы не восстанавливают усадьбы в приграничной зоне, создавая из них музеи и отели. Всё просто – получить разрешение на пребывание в этой самой зоне настолько сложно, что никто из туристов не будет этим заниматься. А белорусский турист не сможет принести достаточно денег для окупаемости проекта в обозримом будущем. 

Поэтому усадьбы гниют и разваливаются. Хотя причина не только в этом, конечно же.

А на деле знакомство с пограничным отрядом выглядит несколько иначе, чем того требует буква закона. Я не слышал ни одной истории когда турист оплативший пошлину (и взявший чек из банка с собой) получил штраф или головную боль от пограничников. Получается, что правила и законы есть, выполнять их нужно, но на местах людям хватает оплаченной пошлины и аккуратного поведения. 

Свято верю в то, что туризм может дать Беларуси немалый процент бюджета. Но помимо громких для отрасли проектов типа безвизового Гродно, нужно уделять внимание и мелким нюансам. Кирпичик за кирпичиком и строится туристическая отрасль. 

Я не против платить пошлину, но ждать оформление разрешений неделю – это слишком много. Нужно исправлять. Завтра отправлю бумаги по почте, и уже через неделю у меня будет разрешение на посещение Жемыславля. Поеду за ним в Лиду, а ведь я уже потратил два дня на телефонные переговоры и уточнение нюансов.

Какое уж тут дружелюбие к иностранному туристу?

Дмитрий Волотко

Метки

Страницы