Во время Великой Отечественной Войны было сожжено немало белорусских деревень. Часть из них была отстроена заново, часть позабыта навсегда. На месте некоторых построены мемориальные комплексы. Символом сожжённых белорусских деревень стал комплекс на месте деревни Хатынь. Но это не единственный мемориальный комплекс, который напоминает о тех страшных трагедиях.
Совершенно случайно, в ходе экскурсии по Слуцкой галереи искусств, мы увидели картину мемориального комплекса в деревне Переходы, Слуцкий район. На карте этой деревни нет, но местные жители о ней прекрасно знает, и охотно подсказывает дорогу.
По пути встретили пепелище еще одной деревни – Крушник, но без памятников – а всего три могильных камня. Два именных, и один общий.
Деревня Переходы
Памятник стоит в честь жителей нескольких сожжённых деревень, среди которых непосредственно деревня Переходы, Жилин-Брод, Задовба, Крушник, Поликарповка и Фадеевка, сожженые ночью 23 февраля 1943 года.
Монумент, видимо, поддерживают местными силами. Он покрашен и ухожен, но требует реконструкции, потому что довольно сильно наклонен, а в пьедестале заметны трещины.
На месте каждого сгоревшего дома расположена могила. Люди в домах просыпались от стука молотков – их двери и окна забивали досками. Дети и старики сгорали заживо в своих же домах, облитых бензином. Мы насчитали 25 домов, с общим числом жертв в 112 человек, 65 из которых – дети до 16 лет. На некоторых могилах стоят свежие венки.
По злой иронии в одном из домов сгорел старик по имени Адольф Иосифович, со своей дочерью и внучкой.
Территория мемориала чистая, ухоженная, трава подстрижена, дорогой, которая ранее была центральной улицей деревни – пользуются. Жизнь идет дальше, остаются могилы и такие вот монументы.
Очевидцы тех страшных событий
В соседней деревне, Жилин-Брод, которая все же была восстановлена после завершения войны, смог пообщаться с двумя бабушками, которые в то время были четырехлетними детьми. В ту ночь они с родителями смогли убежать в лес, и потому выжили.
Рассказывали, что погибло очень много людей. Деревни в то время были небольшие (например, сейчас Жилин-Брод большой населенный пункт, но почти все дома – дело последних десятилетий). Видимо потому, многие из сожжённых деревень не восстанавливали.
Показательная история: во время оккупации немецкие солдаты нередко угощали советских детей шоколадом. Наше поколение не может оценить ценность такого подарка. Однако мама моей собеседницы побоялась, что детей будут травить, и приказала закопать шоколад в дальнем углу участка. Дети плакали, но закапывали.
Получается, что шоколад детям давал человек, а дома жег солдат. Вот такое вот простое раздвоение личности во время войны.
Туризм
Не увидели ни одного указателя, ни одной карты на официальных сайтах Слуцка и его района. Ничего для развития туризма в данном случае – не сделано. Даже информацию о такой деревне – еще поискать надо.
Как проехать
Вот ссылка на маршрут из Минска – Google Maps. В двух словах – вам нужно найти деревню Жилин-Брод, что стоит на трассе P91, на единственном перекретске крест-накрест, повернуть в сторону жилого массива и проехать по улице к лесополосе. Через нее ведет вполне утоптанная автомобильная тропа, которая через километр приведет вас непосредственно к деревне Переходы.
P.S.
Вот что такое фашизм. Настоящий, оголтелый фашизм. Обоюдные обвинения в фашизме в текущей украинской ситуации – это тупая пропаганда, пожалуйста, не ведитесь.