Больше 3 миллиардов BYR за новый сайт национальной библиотеки Беларуси – это много или мало?

Белорусский сегмент сети Интернет кипит и булькает. Государственная библиотека решила потратить больше трех миллиардов белорусских рублей на обновление своего сайта. На секундочку, это больше 200 тысяч долларов США. «Ведь это много», – кричат защитники государственного бюджета, – «лучше бы пару больниц отремонтировали».

Untitled-2

Вопрос «потратить 200 тысяч долларов США на новый сайт ННБ или на пару больниц» оставим на совести чиновников. Им виднее, наши налоги распределяют они. Тут можно остаться недовольным выбором цели для освоения бюджета – что ж, право каждого, кто включил свое устройство и вышел в Интернет.

По моим соображениям, заявленная сумма вряд ли станет окончательной. Бюджет на реконструкцию и модернизацию программного обеспечения сайта и связанных систем будет только увеличиваться. Иначе, компании, которые решили поучаствовать в тендере не смогут извлечь никакой прибыли из этой затеи.

Сразу оговорюсь, я не очень силен в белорусском делопроизводстве, не очень хорошо ориентируюсь в том, сколько налогов надо будет заплатить с той или иной суммы. Поэтому без цифр, немного фактов. А каждый будет решать уже для себя, стоит новый сайт национальной библиотеки Беларуси заявленной суммы, или нет.

Многие комментаторы на белорусских ресурсах упускают очень важный момент. Свое мнение о стоимости тех или иных работ можно формировать только после прочтения технического задания к будущему программно-аппаратному комплексу. Тринадцать страниц, я прочел их все, и выписал несколько самых интересных пунктов, которые смогут продемонстрировать вам, что сумма еще вполне себе божеская. Плюс, добавлю пару пунктов от себя, как человека, который хорошо представляет, как происходит разработка таких сложных решений.

Разработка подробнейшего технического задания, документации по установке и администрированию уже готового продукта

Как гласит известный афоризм, чиновник – это катализатор, ускоряющий превращение любого дела в нерешаемую проблему. Поэтому техническое задание, вся документация и инструкции должны быть написаны таким образом, чтобы даже в самом страшном сне та или иная строчка не могла читаться двояко. Это гигантская работа, особенно для такого большого проекта.

При условии того, что интерфейс системы должен быть продублирован на трех языках (белорусский, русский и английский), трудоемкость написания документации, пускай и не значительно, но увеличивается.

Перенос данных и функционала из ресурсов, расположенных на доменах третьего уровня с сохранением всех данных и функционала

В техническом задании написано второго, но это от неграмотности, речь о *.nlb.by.

Это вообще ящик Пандоры. Из технического задания совершенно непонятно количество таких ресурсов и не ясно с помощью каких инструментов они реализованы. Объем работ представляется весьма туманно. Огромный пласт работы, который надо делать в связке с командой основных разработчиков. Не завидую руководителю и менеджерам проекта – до конца 2015 года они позабудут о том, что такое сон и отпуск. А слово «выходной» выветрится из лексикона уже на второй неделе работы.

Вообще, очень спорный момент, наталкивает на мысли о предвзятости тендерного конкурса. Если бы я был руководителем компании, которая по своим компетенциям могла бы участвовать в тендере – я бы отказался. Черный ящик и ноль информации о количестве работы.

Система должна быть расширяемой, в том числе с помощью сторонних программ

Общий протокол общения SOAP. В нем нет ничего сложного или космического. Но разработка системы, которая умеет понимать сторонние модули – это задача, пускай и тривиальная, но весьма затратная по времени. По сути, к написанию самой информационной системы присоединяется задача написания API. Времяемко, требует координации работы большого количества разработчиков.

А еще все это надо тестировать и описывать в документации.

Гарантийное обслуживание

Гарантия на веб-продукт в год – сама по себе – дорогого стоит. Если прибавить сюда обязательство реагировать на письма заказчика в течении суток – так вообще золотая услуга получается.

При всем при этом, гарантию надо давать с умом, ведь в ТЗ черным по белому указано, что остановка работы системы в период технического обслуживания не допускается. Чтобы не пришлось делать с системой, она должна работать 24/365. Спроектировать и реализовать такую систему – дорогое удовольствие.

Итоги

Этот список можно продолжать довольно долго, но я решил тут остановиться и подвести итоги. Прямо сейчас я прогнозирую, что над проектом будет работать не меньше 20 человек (разработчики, верстальщики, дизайнеры, системные администраторы, тестировщики, юристы, менеджеры и т.д.).

Вполне допускаю, что часть задач отдадут на аутсорс, а часть персонала будет работать не полный рабочий день над задачей. При самых лучших раскладах, только зарплата 20 человек за полгода работы съест больше 100 тысяч долларов. Это без налогов и отчислений в различные фонды.

По факту, я уверен, над проектом в сумме будет работать большее количество людей, они будут работать большее количество времени и затраты будут приближаться к 200 тысячам американских долларов вплотную. А ведь бизнес должен еще что-то и заработать.

Посмотрим, кто выиграет тендер в конце апреля и что получится в итоге в конце года.

Почитать техническое задание на разработку нового сайта национальной библиотеки Беларуси и поучаствовать в тендере можно на этой странице.

Поделиться с друзьями в: ВКонтакте, Facebook, Twitter
Другие записи из этой категории:
Оставьте комментарий: