Производственный туризм в Беларуси – что нас ждет?

П

12 октября в Министерстве спорта и туризма состоялась кабинетная встреча, которая подвела итог большого семинара по вопросам производственного туризма в стране. На семинар я не попал, а вот послушать профессионалов в отрасли о его результате – было очень интересно.

Немного о семинаре, чтобы нарисовать всю картину целиком. Он проходил в формате зарубежной поездки. Участники семинара посетили шесть заводов на территории Польши и Германии, естественно, как туристы. Как показывает опыт, в Европе производственный (или коммерческий индустриальный, по сути – это два названия одного направления) туризм весьма популярен.

Многие белорусские промышленные объекты потенциально интересны для туриста, в том числе и иностранного. Например, в России табличка «сделано в Беларуси» обозначает отличное качество для множества товаров. Почему бы не дать их потребителям возможность посетить производство?

Прямо сейчас силами национального агентства по туризму и губернаторов областей идёт работа с руководителями заводов и предприятий. И вот тут есть несколько проблем, которые я отчётливо вижу.

1. Губернаторы не всегда сами понимают, о чём идёт речь. Все завалены текучкой и глубоко вникнуть в вопрос просто нет времени. Задачу просто спускают руководителям производств на территории их области. Нужно каким-то образом доходчиво объяснить всю прелесть такого вида туризма. По сути, туристические объекты готовы – их нужно просто освоить.

2. В свою очередь, очевидно, руководители заводов тоже не понимают, что это такое и с чем такой вид туризма надо есть. Собираются на совещание руководители завода, чешут репу и решают, что пустить постороннего на завод никак нельзя. Никому не нужна лишняя головная боль.

3. И еще одна проблема, которая пришла откуда я её не ждал вовсе. На встрече присутствовали руководители нескольких туристических фирм, которые работают с этим направлением. Невероятно скудный набор предприятий. Нужно разговаривать с заводом, у блогеров же получается? Часто именно блогеры являются пробой самой идеи туризма по конкретному предприятию. Туристическим компаниям просто нужно вовремя подсуетиться.

Развитие производственного туризма поможет рублём не только заводам и производствам. Необходимо использовать всю доступную инфраструктуру в создании туристических маршрутов. Он магазинов с сувенирами до ближайших агроусадьб.

Во время встречи было озвучено мнение, что фильмы, которые рассказывают о производствах, будут стимулировать увеличение туристов на такого рода объекты. Не могу согласиться, потому что я регулярно смотрю телеканал Наука 2.0, и ни разу не подумал о поездке на УралВагонМаш, например. «Посмотреть на ТВ» и «поехать на завод» – это совсем разные аудитории.

Ну и последнее, что меня смутило. Планируется создать базу всех предприятий, которые готовы принимать на своём производстве туристов. Но доступ к этой базе, по крайней мере, сейчас, планируется выдать только аккредитованным туристическим агентствам. Немного смущает, что заранее идёт вопрос о закрытости информации.

В любом случае начинание очень хорошее. Я фанат производственного туризма, и я готов платить за него. Но нужно работать с руководителями на местах как можно оперативней. Было бы неплохо предложить что-то новое для туриста уже к новому сезону 2016 года. Ну а мы все проголосуем рублём, ведь верно?

Несколько репортажей с примерами производственного туризма:

Дмитрий Волотко

Метки

Страницы