Прожив практически всю жизнь в Москве, я почти не сталкивался с дефицитом. Моя семья что-то не могла себе позволить, что-то было трудно найти, что-то пропадало потому, что это что-то переставало продаваться в принципе. До жизни в Беларуси с дефицитом я сталкивался только в детстве, в Ташкенте. Когда хлеб не каждый день купить можно было. Но тогда и времена другие были.
Речь идет в первую очередь о продуктах. Не могу сказать, что на полках пусто и есть нечего — это было бы неправдой. Но экономика страны настолько перевернута с ног на голову, что любимый сок или сигареты могут просто пропасть из продажи на неделю или на месяц. Приходится искать аналоги, пробовать что-то новое. Товарный дефицит в чистом виде.
И ничего страшного в этом нет, но создается впечатление, будто раз или два в месяц я покупаю новую обувь. Нравится, но неудобно. Либо, как вариант, менять привычки более кардинально, и заезжать в другие магазины и супермаркеты для покупки любимых продуктов. Правда, нет гарантии, что сок не пропал повсеместно.
Но продукты это еще полбеды. Дело в том, что в Беларуси дефицит встречается повсеместно. И, к сожалению, к этому быстро привыкаешь. Обувь покупаешь в Москве или Европе, одежду, нередко, тоже. Если семь телефонов такси не дадут машину в твой район (столица страны, я напоминаю, центр Европы же), то восьмой номер пришлет машину через полчаса.
Когда ехали в последний раз из Киева на машине, бортовой компьютер в 30 километрах от Гомеля начал шалить, и машина стала большим и стремительно остывающим кирпичом. У нас не получилось вызвать «аварийку», пришлось делать своими руками, чтобы хоть как-то доехать до дома. Я не могу себе представить такую ситуацию в 30 километрах, например, от Брянска или Смоленска. Про мегаполисы и не говорю.
Но Минск – это же мегаполис? Два миллиона человек, метро, самая большая экономика среди городов страны. А нормальные ботинки купить негде. Не говоря уже о потребительском изобилии, которого так хочется.